понедельник, 10 августа 2009 г.

Похороны

Мне кажется, что у каждого человека есть свой определенный ритм жизни. Встал утром, умылся, позавтракал. Потом работа. Затем обед. Вечером домой. Ужин в кругу семьи, хороший фильм, может быть бокал вина, может быть прогулка перед сном. Нюансы и небольшие отклонения конечно случаются - то в обеденный перерыв пошел в лес (парк) погулять, то после встречи с клиентом прошелся по улицам, но в общем и целом дни идут по заведенному, сложившемуся сценарию. У кого-то все жестко расписано, кто-то предпочитает импровизировать. Сценарий этот у каждого свой, но он есть. Потому что так проще, комфортней и удобней.

Это верно не только, для отдельных дней, но и для более протяженных по времени отрезков. Например дни складываются в недели. К каждому дню недели как бы привязан определенный ярлык. Как минимум на этом ярлыке значиться "Рабочий день" или "Выходной". И к этому размеренному ходу дней привыкаешь.

Но иногда случается что-то, что меняет это заведенный распорядок. В минувшую пятницу у Кристины умерла бабушка. Подготовка к погребению заняли всю вторую половину пятницы. В субботу покупали траурную одежду - ни у меня, ни у Кристины не оказалось ничего черного, встречали сына покойной, который приехал в Саратов из другого города. Похороны и поминки заняли большую часть воскресенья.

До этого, как мне помнится, я был на похоронах лишь однажды, в детстве. Это были похороны моей бабушки со стороны матери. Сама церемония почти не отложилась в моей памяти. Помню только двор панельной пятиэтажки в небольшом городке в Саратовской области, людей у подъезда и автобус-катафалк. Не могу припомнить был ли я в то раз на кладбище или меня по малолетству оставили у родственников.

Сейчас же меня поразила та обыденность, с которой проходило погребение. Похоронная команда, ПАЗик-катафалк, глубокая могила отрытая экскаватором в рыжей глинистой земле, рабочий кладбища привычными отточенными движениями ровняющий свеженасыпаный холмик, сгибающий проволочную основу венков, чтобы лучше лежали. Для присутствующих похороны - последняя возможность проститься с близким человеком, для рабочих ритуальной службы - повседневная работа, такая же как любая другая.

И еще я подумал, что в смерти нет ничего страшного. Смерть - это неотъемлемая составляющая жизни.

1 комментарий:

  1. Где-то читала, что похороны "необходимы" с психологической точки зрения. Таким образом, мы официально прощаемся с человеком. Меня всегда смущала вся эта мрачная церемония и традиции с ней связанные. Типа одеться в черное, зеркала в доме закрыть, мне припоминается даже не слушание музыки в течение какого-то определенного срока. Сейчас я проще отношусь к смерти. Согласна, это абсолютно естественный процесс, который неизбежно произойдет с каждым.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.