суббота, 15 августа 2009 г.

Район №9


Это не гигантский таракан. Это пришелец из фильма "Район №9". Живет в Южной Африке.

Офигенно! Потрясающий фильм. Смотреть обязательно...

А теперь по порядку. Про пришельцев снято много фильмов и набор ролей, которые им отводятся достаточно стереотипен.

В пятидесятые годы прошлого века пришельцы в кино частенько выступали в роли захватчиков. Прилетали армады межзвездных кораблей, громили города.


Иллюстрация Алвима Корреа (Alvim Corréa) из Википедии

Но в конце фильма люди всегда побеждали. Порой в силу природной стойкости человеческого вида, порой в силу удачи. Образ инопланетянина-захватчика возник видимо в силу двух мировых войн, которые пережило человечество в начале прошлого века. Ну и Герберт Уэллс со своей "Войной миров" постарался. По сути пришелец-захватчик - это образ Другого, кого-то непохожего на нас, на Своих, и поэтому вызывающий страх. Победа в конце фильма - это преодоление собственного страха перед Другими.

Также в фильмах можно встретить образ всемогущих пришельцев. Они добры, мудры и человечны настолько, насколько не бывают человечны даже люди. Инопланетяне прилетают, чтобы спасти человечество, предложить свою дружбу, поделиться своими знаниями. Почти отеческая забота. Такие прищельцы в фильме Стивена Спилберга "Искусственный разум" (в оригинале "Artificial Intelligence: AI").


В фильме "Искусственный разум" всемогущие пришельцы воскресили маму мальчика-робота через тысячи лет

Всемогущие пришельцы - это почти боги, это воплощение человеческой мечты об идеальном обществе, населенном идеальными существами. Источаемая инопланетными покровителями забота проистекает из простой идеи, что для того чтобы всё было хорошо нас должен вести кто-то сильный и мудрый. Многие люди находят эту идею привлекательной.

Особняком стоит унылая советская фантастика. Инопланетяне выглядят как люди, их общество погрязло в социальных пороках и только земные космолетчики могут им помочь. А всё потому, что на Земле победил коммунизм - самая лучшая из возможных форм общественного устройство. Скучно, однобоко и насквозь пропитано пропагандой.


Мужик слева вверху - инопланетянин

Когда в фильме показываются пришельцы-захватчики и всемогущие инопланетяне, то они намеренно лишаются человеческой сущности, способной вызвать какие-либо сопереживания. Захватчики - это просто машины для убийства. У них нет не сомнений, не угрызений совести. Они идут к поставленной цели и либо достигают ее, либо погибают. Они могут вызывать страх, но никак не сострадание. Всемогущие рациональны и идеальны как математические функции. К ним можно относиться с благоговейным обожанием, но сложно представить, что к ним можно испытывать обычную симпатию.

А что получится, если отойти от стереотипов? Что если пришельцы наделены теми же эмоциями и свойствами личности, что и люди? Может быть они тоже могут впасть в уныние? Может быть оказавшись на чужой планете, вдали от дома они не смогут жить отдельно от человеческого общества, а попадут в зависимость от людей? Будут ли они совершать преступления? И как к ним будут относится люди? Как к равным, как к нежеланным соседям или как к животным?



Пытаясь ответить на эти вопросы Нил Бломкамп снял "Район №9". И получился у него не занудный философский фильм, динамичное и очень необычное фантастическое кино. Атмосферное, объемное, создающее свою собственную альтернативную реальность.

Кстати "Район №9" снят по короткометражному псевдодокументальному фильму "Выжить в Йобурге" ("Alive in Joburg"), который имеет схожий сюжет, и режиссером которого также является Нил Бломкамп. С идеей расширить короткометражку до полноценного псевдодокументального фильма выступила жена Питера Джексона и по совместительству его креативный партнер Фрэнсис Уолш.



И почему-то мне кажется, что у полнометражного фильма еще будет продолжение. Года через три... Почему именно через три? Посмотрите фильм - поймете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.